101. Холмс и Мориарти –
белое и черное.
М.А. Рулев, 17.12.2007
В чем отличие профессора Мориарти от Шерлока Холмса?
Оба – блестящие интеллектуалы, обладающие обширными познаниями (правда, Холмс имеет более узкую специализацию: химия, криминалистика и т.п.). Почему они оказались по разные стороны баррикад?
Что важнее – обучение или воспитание? Точнее, что приоритетнее?
Послушаем Яна Амоса Коменского: «Словом, должна быть твердо установлена троякая цель воспитания юношества: 1) Вера и благочестие. 2) Добрые нравы. 3) Знание языков и наук. И все это в том самом порядке, в котором предлагается здесь, а не наоборот [Я. А. Коменский. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996. – 224 с. – (Антология гуманной педагогики), с.22].
Рассмотрим принципы построения системы личностно-развивающего обучения:
1. Личностное развитие ребенка.
2. Интеллектуальное развитие ребенка.
3. Формирование целостной картины мира на основе предметных знаний и умений.
Как видим, сходство поразительное. И это говорит не только о гении Коменского, но и о разумности ведущих педагогов современности, не разрушающих «до основания, а затем…» основы педагогической системы великого чешского педагога и гуманиста.
Если представить, что мы реализовали предложенную схему, то у нас получается превосходно воспитанный, уважающий общечеловеческие ценности, интеллектуально развитый человек, имеющий неплохие знания.
Пример – человечнейший интеллектуал Шерлок Холмс, не знавший, однако, что Земля вращается вокруг Солнца.
Поменяем местами приоритеты.
1. Формирование целостной картины мира на основе предметных знаний и умений.
2. Интеллектуальное развитие ребенка.
3. Личностное развитие ребенка.
Интеллектуал с блестящим образованием, но не считающий соблюдение общечеловеческих ценностей чем-то необходимым – профессор Мориарти.
Как раз для этого случая Дмитрий Иванович Менделеев заметил, что знание без образования – меч в руках сумасшедшего.
Можно сделать следующие выводы:
1. Приоритетность воспитания перед обучением была обозначена триста с лишним лет назад, и в наше время это положение также не подвергается пересмотру.
2. Если приоритеты меняются, мы вместо Шерлока Холмса получаем профессора Мориарти. Вместо благодарных выпускников получаем напыщенных «отличников», которые не желают здороваться с учителями, которым они так многим обязаны.
Не забывайте о необходимости правильно расставлять приоритеты!
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
|